Заключение

Любое художественное произведение является эстетическим объектом, в котором источником эстетического содержания становится семантика, воплощенная в художественной форме. Обращение к поэтическому тексту как способу художественной коммуникации способствует выявлению его особенностей как неразрывно связанных взаимообусловленных средств выражения и трансляции читателю эстетических представлений автора, характеризующих индивидуальную картину мира.

В ходе диссертационного исследования была описана уникальная система средств выражения эстетического значения в поэзии Игоря Северянина, соответствующая художественной концепции автора. Было доказано, что эстетическое значение слова, функционирующего в этой системе, опирается как на его потенциал, заложенный в системе языка, так и на контекстуальные признаки, связанные со сферой функционирования — максимально индивидуализированной поэтической речью.

Проведенная работа позволила представить поэзию Игоря Северянина как коммуникативно-эстетическое единство семантики и художественной формы, характеризующееся рядом образных, эмоциональных и семантико-стилистических особенностей.

1. Система формирования и реализация эстетической семантики в поэзии Игоря Северянина основана на лирической иронии и открытости художественной системы для влияния разнообразных художественных тенденций Серебряного века, что определяет специфику типичных для поэта средств формирования и репрезентации эстетического значения слова. Семантические приращения, реализующие эстетический потенциал слова в его стихах, как правило, многоплановы, имеют различные основания и допускают несколько интерпретаций, в результате чего одна и та же единица в зависимости от контекста может репрезентировать разные эстетические категории. Подвижность и явная зависимость смысла от авторской интенции характеризуют эстетическое функционирование слов в творчестве поэта.

2. В ходе анализа гипертекста поэзии Игоря Северянина было установлено, что наиболее характерными для него способами формирования эстетического значения текстовых единиц, определяемыми коммуникативным намерением автора, являются следующие:

использование фонетико-графических средств воздействия па читателя: эвфонии, приемов звукописи, фоносемантизации слов, паронимической аттракции, иноязычной литерации, нарушения орфографического облика слова;

использование экспрессивно окрашенных единиц, эстетическая семантика которых подчеркивается нанизыванием слов с однородной экспрессией или столкновением слов с противоположной экспрессивной окраской;

использование заимствований, приобретающих индивидуально-авторскую экспрессшо, обусловленную контекстом, и являющихся маркерами словесной репрезентации эстетических категорий;

создание и активное использование окказионализмов и потенциализмов, позволяющих в экономичной словесной форме выразить сложное эстетическое значение за счет полифункциональности и новизны лексических единиц;

использование метафорического потенциала слов и его контекстуальное осложнение совмещением тропов сходства с фонетическими и синтаксическими средствами создания образа;

развертывание и нанизывание тронов, позволяющее создать сложный образ аппликативного или контаминационного характера, при этом носителем образа становится ряд ассоциативно связанных текстовых единиц;

обновление системы символических значений слов, входящих в приоритетные функционально-семантические поля, обеспечивающей связь полей в пределах гипертекста поэзии И. Северянина и всей культурной традиции;

создание контекстуальных парадигматических отношений лексических единиц, основанных на актуализации периферийных и потенциальных сем, символическом, метафорическом или ассоциативном значении, обусловленных контекстуально и могущих не иметь аналогов в узуальных отношениях языковых единиц;

соединение традиционно-поэтических средств со словами, приобретающими эстетическое значение (новые семантические оттенки и коннотации) в пределах и под влиянием контекста;

использование элементов прецедентных текстов в форме эпиграфа, посвящения, упоминания имени автора, произведения и персонажей, цитирования, заимствование приемов поэтической техники, характерной лексики, образов, подражания и стилизации.

3. Результатом использования эстетически значимых единиц являются узнаваемые особенности поэзии Игоря Северянина: музыкальность и живописность языка, тяготение к синэстетическим образам, ирония и самоирония, которые влияют на коммуникативные качества поэтических текстов. Эстетическое значение текстовых единиц, выражающих авторскую иронию, создается приемами языковой игры, использование которых позволяет Игорю Северянину выявить новые семантические оттенки, переосмыслить эстетически значимые компоненты и сформировать у читателя новое восприятие языковых единиц. Констатируем, что игровое начало в поэзии Игоря Северянина подчеркивается приемами стилизации и театрализации, созданием заведомо нереальных образов, соотносимых с другими видами искусства: театром, оперой, кинематографом. В обыгрываемых текстовых единицах и образах максимально полно реализуется эстетическая функция слова, обеспечивающая многогранное эстетическое воздействие на читателя.

4. Обращение к полевой структуре художественного текста и выделение микрополей позволило смоделировать фрагменты индивидуальной картины мира Игоря Северянина, продемонстрировало степень референтности для поэта понятий, обозначаемых текстовыми единицами, в соответствии с детализацией авторского мировидения. Исследование структуры приоритетных в творчестве И. Северянина функционально-семантических полей «Водное пространство» и «Растение» дало возможность сделать выводы о системном характере функционирования эстетически значимых средств в художественной системе поэта: связи единиц поля определяются в тексте их эстетической семантикой, а эстетическая значимость каждой единицы коррелирует с ее положением в структуре поля. Включение компонентов ФСП в устойчивые и регулярно воспроизводимые образные парадигмы обеспечивает преемственность особенностей идиостиля. Принадлежность обоих приоритетных ФСП к оппозиту «Природа», а также высокая степень их детализации, большой объем и разнообразие включенных в них единиц свидетельствуют о доминировании в творчестве И. Северянина образов природно прекрасного, приобретающих статус эстетического эталона, и максимальной эстетической значимости вербализующих их текстовых единиц.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что эстетическая значимость творчества Игоря Северянина в наши дни продолжает оставаться высокой, следовательно, его эстетическая система и способы ее словесной экспликации заслуживают дальнейшего научного изучения. Возможной перспективой исследования может стать когнитивный анализ языка Игоря Северянина, включающий подробное описание лексикона и реконструирование авторской картины мира.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.