1.2. Соотношение оценочности и модальности

Дискуссионным остается вопрос о соотношении оценочности и модальности [Е.И. Беляева, 1985; М.Д. Городникова, 1988; Л.М. Васильев, 1996; В.Г. Гак, 1997; Е.Ю. Мягкова 2000]. «Термин «модальность» используется для обозначения широкого круга явлений, неоднородных по смысловому объему, грамматическим свойствам и по степени оформленности на разных уровнях языковой сферы. Категорию модальности большинство исследователей дифференцируют. Один из аспектов дифференциации — противопоставление объективной и субъективной модальности... объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности... смысловую основу субъективной модальности образует понятие оценки в широком смысле слова, включая не только логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого, но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции» [Ляпон, 1990: 303].

Л.М. Васильев считает, что если под модальностью понимать способ отражения действительности (согласно этимологии слова modus), то модальность шире семантической категории оценки: оценка — лишь один из способов познания действительности. Однако, считает автор, некоторые собственно модальные значения (необходимость, возможность) могут быть истолкованы и как оценочные, ибо выражают оценочные суждения о «положении дел», оценочный способ познания мира.

Наблюдая эмоции и оценки в структуре высказывания и текста, В.Г. Гак выделяет единый модально-эмоционально-оценочный компонент [В.Г. Гак, 1997: 88].

«Тесноту» и взаимосвязь исследуемых категорий, по мнению Т.В. Маркеловой, определяют общие компоненты в структуре их значения. Семантическое, прагматическое и грамматическое содержание этих компонентов заставляет учитывать имеющиеся квалификации отношений оценки и модальности. К этому также побуждает общее предметное поле терминологических обозначений модальности и оценки — «модальные оценки», «оценочная модальность», «оценочный модус» [Маркелова, 1996: 80].

Модальная оценка выражает субъективное отношение говорящего к объектам действительности. Именно субъективность является тем условием, которое позволяет отнести модальные значения в сферу оценки [Калинская, 1995: 29].

Субъективная модальность реализуется различными языковыми способами. М.В. Ляпон выделяет следующие: 1) употребление специального лексико-грамматического класса слов, а также функционально близких к ним словосочетаний и предложений; 2) введение специальных модальных частиц; 3) использование междометий ах! ой-ой-ой! и др.; 4) сопровождение высказывания специальными интонационными средствами для акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста, иронии и др. эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного отношения к сообщаемому; 5) изменение порядка слов, например вынесение главного члена предложения в начало для выражения отрицательного отношения, ироничного отрицания (Станет он тебя слушать! Хорош друг!); 6) использование специальных конструкций — специализированных структурных схем предложения или схем построения его компонентов, например построений типа Нет чтобы подождать (для выражения сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося) [Ляпон, 1990: 303].

Модальная оценка тесно связана как с прагматическим, так и с семантико-синтаксическим аспектами. Прагматическая функция предопределяет выбор наиболее точных языковых средств для оценочного модуса, семантико-синтаксическая функция реализуется при смысловом отборе и определении грамматической роли в структуре высказывания.

Модальная оценка имеет свою структуру, которая включает ряд обязательных элементов, эксплицитно или имплицитно присутствующих в предложении. Структура оценочной модальной рамки основана на отношениях между следующими ее компонентами: субъектом оценки, объектом оценки, собственно оценкой и критерием оценки [Калинская, 1995: 29]. Однако несмотря на множество компонентов, сама модальная оценка может определяться только высказыванием в целом, а не каким-либо компонентом, взятым в отдельности.

Если говорить о художественном тексте, то текстовая модальность особенно рельефно выступает в поэтических произведениях. В таких текстах главенствует субъективно-оценочная характеристика предмета мысли. Модальные слова «иногда выступают в роли стилистического ключа, открывающего модальность предложения. Иногда они оправдывают, мотивируют выбор или употребление отдельных слов, подчеркивая их экспрессию» [Виноградов, 1947: 725].

Субъективно-оценочная модальность текста не проявляется в разовом употреблении какого-либо языкового средства. Эпитеты, сравнения, определения, детали группируются, образуя «магнитное поле», к которому приковано внимание читателя. В этом поле детали текста приобретают синонимичные значения [Гальперин, 1981: 119].

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.