На правах рекламы:

Волейбольные кроссовки рейтинг Волейбольных.


1.3. Новообразования-глаголы, созданные префиксально-суффиксальным способом

Все отмеченные префиксально-суффиксальные глаголы-новообразования И. Северянина мотивированы именами (в подавляющем большинстве — существительными, реже прилагательными, в одном случае — местоимениями); глаголов, мотивированных числительными, наречиями, не выявлено.

Новообразования — глаголы, мотивированные именами

Большинство префиксально-суффиксальных глаголов И. Северянина, мотивированных именами, имеют суффикс -и-, который входит в состав словообразовательного форманта наряду с префиксами: без-, вз-/вс-, вы-, за-, ис-, на-, над-, о-, об-, обез-/обес-, от-, пере-, под-, про-, раз-/рас-. Глаголы с суффиксом -и- являются как переходными, так и непереходными.1 Несколько префиксально-суффиксальных глаголов с суффиксом -е-, мотивированных именами, употреблены автором с префиксами за-, обез-. Отметим, что некоторые из описанных ниже окказиональных глаголов И. Северянина мотивированы глаголами, которые создал поэт; способ образования в этом случае — префиксальный.

Новообразования-глаголы с суффиксом -и- и различными префиксами (56 ед.)

1. Новообразования — глаголы с префиксом без- и суффиксом -и-

Новообразование-глагол с префиксом без- и суффиксом -и- беззвучить, мотивированный существительным, имеет значение «лишить признаков того, что названо мотивирующим существительным» и является антонимом узуального глагола озвучить: беззвучить (нес. в.)2 /переходный/ (звук) (185 — «Влекусь рекой, цвету сиренью, Пылаю солнцем, льюсь рекой Мечусь костром, беззвучу тенью И вею бабочкой цветной») — новообразование имеет значение «лишать звука». Возможна мотивация глаголом звучать (нес. в.), при которой новообразование беззвучить (нес. в.) имеет значение «лишать действия, которое названо мотивирующим глаголом».

2. Новообразования — глаголы с префиксом вз-/вс- и суффиксом -и- (3 ед.)

Глаголы с префиксом вз-/ вс- и суффиксом -и-, мотивированные существительными, имеют значение «подняться вверх, подобно тому, что названо мотивирующим существительным»; и «подняться вверх с помощью того, что названо мотивирующим существительным»: взветрить (сов. в.) /перех./ (ветер) (118 — «Да взветрит над жасминными кустами Царица Страсть бунтующее пламя!») — значение глагола «поднять пламя с помощью ветра»; вскрылить (сов. в.) /неперех./ (крыло) (69 — «Вскрылил — и только!) — значение глагола «взлететь с помощью крыла»; взорлить (сов. в.) /неперех./ (орел) (65 — «Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол!»); (71 — «Взорлило облегчённое тело, — Вновь чувствую себя царём!») — значение глагола «взлететь, подобно орлу»; новообразование имеет ярко выраженный коннотативный компонент: торжество и гордость, победа и полёт, всеохватность и могущество личности, уподобившейся орлу.

Также, по нашему мнению, новообразования-глаголы мотивируются окказиональными глаголами, выявленными в индивидуальном языке И. Северянина, например: ветрить-взветрить; крылить-вскрылить. Глагол орлить в текстах стихов И. Северянина не отмечен, но гипотетически возможен, поскольку отмечены глаголы на -и-(ть), мотивированные названиями животных (бычить, газелить и т. п.). В этом случае новообразования-глаголы, мотивированные глаголами, имеют значение «подняться) вверх (наверх) с помощью действия, названного мотивирующим глаголом»; способ образования — префиксальный.

3. Новообразования — глаголы с префиксом вы- и суффиксом -и- (2 ед.)

Глаголы с префиксом вы- и суффиксом -и- в поэзии И. Северянина созданы в соответствии со словообразовательным типом, не отмеченным в общем языке, в котором происходит нарушение семантических условий образования типа по отношению к общему языку: выльдить (сов. в.) /перех./ (лед) (80 — «мороженое из фиалок Вам выльдить к празднику Лимонных Зорь») — глагол мотивирован существительным3 лёд и имеет значение «совершить действие с помощью того, что названо мотивирующим словом»: «выделить (сделать) мороженое с помощью (используя) льда, (лёд)»; вымолнить (сов. в.) /неперех./ (молния) (234 — «Из-за выступа вымолнил автомобиль») — глагол мотивирован существительным молния, имеет значение «совершить действие, подобное тому, что названо мотивирующим словом»; словообразовательный контекст уточняет значение новообразования: «появиться извне быстро, как молния». Окказиональные глаголы выльдить и вымолнить имеют ярко выраженную экспрессивную и эмоциональную окраску, ср.: сделать (получить) — выльдить (мороженое), выскочить — вымолнить (откуда-нибудь).

4. Новообразования — глаголы с префиксом за — и суффиксом -и- (5 ед.)

Новообразования-глаголы с префиксом за- и суффиксом -и- представлены тремя типами. 1) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «наделить (покрыть, заполнить) тем, что названо мотивирующим существительным»: зальдить (сов. в.) /перех./ (лед) (142 — «И нет нигде такой оковы Зальдить ручей — мой вольный труд!»); запесочить (сов. в.) /перех./ (песок) (60 — «Они запесочат пожар В душе, где закон — Беззаконье»); 2) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «превратить в то, что названо мотивирующим существительным»: заневестить (сов. в.) /перех./ (невеста) (316 — «Поющие девушки нежно взор заневестили») — словообразовательный контекст уточняет значение новообразования: «наделить свойствами того, кто назван мотивирующим существительным», то есть «по сути, возрасту (не по форме) стать невестой»; 3) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «начать действие, свойственное тому, что (кто) назвало) мотивирующим существительным»: забаранить (сов. в.) /перех./ (баран) (429 — «Он лишь тогда пришёл в себя И захихикав из «поззов», Вдруг забаранил «бе» и «бя») — значение глагола заблеять, как баран»; запчелить (сов. в.) /перех./ (пчела) (409 — Запчелила виолончель») — значение глагола «издала звук, похожий на жужжание пчелы». Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Глаголы забаранить и запчелить имеют экспрессивную и эмоциональную окраску.

5. Новообразования — глаголы с префиксом ис- и суффиксом -и-

Глаголы с префиксом ис- и суффиксом -и- в поэзии И. Северянина представлены только одним глаголом испчелить (сов. в.) /перех./ (пчела) (118 — «Испчель, изжаль кипящими устами!»), который имеет значение «интенсивно совершить действие, свойственное тому, что (кто) назван(о) мотивирующим существительным», то есть изжалить. Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку.

6. Новообразования — глаголы с префиксом над- и суффиксом -и

В общем языке такой тип глаголов не фиксируется [РГ-80:375]. В поэзии И. Северянина мы отметили один глагол с префиксом над- и суффиксом -и-, мотивированный существительным: надозёрить (нес. в.) /перех./ (озеро) (252 — «Зеркало разбивают бронзовые лещики, Окуни надозёрят тигровые горбы») — новообразование имеет значение «совершать действие над поверхностью того, что названо мотивирующим существительным». Если предположить, что глагол мотивирован существительным с предлогом над озером, то способ образования определяется как сращение с суффиксацией (слитно-суффиксальный).

7. Новообразования — глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- (29 ед.)

Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- в индивидуальном языке И. Северянина представлены пятью типами: 1) Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- (8 ед.), мотивированные существительными, имеют значение (окружать или покрывать со всех сторон тем, что названо мотивирующим существительным): ожерлить (сов. в.) /перех./ (жерло) (312 — «Но и мортира ведь ожерлить Не может большего ядра Чем то, каким она бодра»); ослезить (сов. в.) /перех./ (слеза) (56 — «Да, шел с женщиной. И только ей ты неумышленно взор ослёзил»); осупить (сов. в.) /перех/ (суп) (76 — «Весь мир похлёбкою такой Наш русский человек «осудил»); отропить (сов. в.) /перех/ (тропа) (49 — «И часто в ложе, на пёстрой опере Когда ей сердце мечты отропили, Она кусает платок бледнея») и др. По нашему мнению, некоторые из указанных окказиональных глаголов одновременно имеют и другое значение «наделить (снабдить, оборудовать) тем, что названо мотивирующим существительным», например, глаголы: ослёзить, осупить, отропить. 2) Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- (12 ед.), мотивированные существительными, имеют значение «наделить (снабдить, оборудовать) тем, что названо мотивирующим существительным»: ожизнить (сов. в.) /перех./ (жизнь) (64 — «Меня ожизнил Бог, экстазом осиянный!»); околотить (сов. в.) (перех.) (калоши) (109 — «Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить».); окоронить (сов. в.) /перех./ (корона) (166 — «Когда любовь мы окороним, Мы Богу жертву принесём.»); описьмить (сов. в.) /перех./ (письмо) (196 — «В стихах свои скитания описьмил»); опринципить (сов. в.) /перех./ (принцип) (126 — «Сметь смело чувствовать и труд пчелиный Светло опринципить в своём уме»); оречить (сов. в.) /перех./ (речь) (415 — «Я к ней вошёл — и мне навстречу — О, как я боль свою оречу! — Поднялся скрюченный скелет»); осуеверить (сов. в.) /перех./ (суеверие) (221 — «Вчерашний день осуеверил лик»); отропить (сов. в.) /перех./ (трон)(62 — «Меня отронит Марсельезия») и др. Отметим, что несколько глаголов и этого словообразовательного типа, на наш взгляд, имеют значение «окружить или покрыть со всех сторон тем, что названо мотивирующим существительным», например: опринципить, осуеверить и др. 3) Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- (3 ед.), мотивированные существительными, имеют значение «наделить признаками того или превратить в то, что названо мотивирующим существительным»: озеерить (сов. в.) /перех./ (зверь) (34 — «Поёт душа, Надёжно ждёт и верит, Что он придёт, галантный мой Эксцесс, Меня возьмёт и девственно озверит»); окатастрофить (сов. в.) /перех./ (катастрофа) (398 — «окатастрофьте, Мещане, свой промозглый мрак»); отипить (сов. в.) /перех./ (тип) (427 — «Такие типы, как Буян, Типичный тип, и я отипил Его, как типовой баян»), 4) Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и- (5 ед.), мотивированные прилагательными, имеют значение «наделить кого- или что-нибудь тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным»: оголубить (сов. в.) /перех./ (голубой) (88 — Молочный блеск оголубил листву»); огрубить (сов. в.) /перех./ (грубый) (135 — «кто злобой не огрубит Их нежности и примет их в свой дом»); отемнить (сов. в.) /перех./ (тёмный) (251 — «Он отемнил мою печаль — Открытки вашей тон элежный.») и др. 5) Глаголы с префиксом о- и суффиксом -и-, мотивированные местоимениями в общем языке не отмечены; в поэзии И. Северянина выявлен только один глагол: онашить (сов. в.) /перех./ (наш) (309 — «Её (весны — Т.К.) напев сердца онашил. Ах, нашею он сделал веснь!») — новообразование имеет значение «сделать нашими».

8. Новообразования — глаголы с префиксом об- и суффиксом -и- (2 ед.)

В поэзии И. Северянина отмечены глаголы: обответить (сов. в.) /перех./ (ответ) (409 — «Вопросы Я обответил, как умел»); обструить4 (сов. в.) /перех./ (струя) (53 — «И, обрадованные лазейкою, Ливни шейку твою обструят»). Новообразования мотивированы существительными, имеют значение «окружить или покрыть со всех сторон тем, что названо мотивирующим существительным».

9. Новообразования — глаголы с префиксом обез-/обес- и суфиксом -и- (3 ед.)

Глаголы с префиксом обез-/обес- и суфиксом -и-, мотивированные существительными имеют значение «лишить того, что названо мотивирующим существительным»: обездарить (сов. в.) /перех./ (дар) (60 — «Они обездарят ваш дар»); обезгазетить (сов. в.) /перех./ (газета) (347 — «Уж разложил костры «высший свет», Обезгазетил все картины»); обесцелить5 (сов. в.) /перех./ (цель) (50 — «Все злые цели обесценю, Вернув «корону» москвичам»).

10. Новообразования — глаголы с префиксом от- и суффиксом -и-

Глаголы с префиксом от- и суффиксом -и-, мотивированные существительными, в индивидуальном языке И. Северянина имеют значение отличное от значения узуальных глаголов, образованных в соответствии с непродуктивным типом общего языка: «отделить то или посредством того, что названо мотивирующим словом» [РГ-80:376]. Отмечен один окказиональный глагол, мотивированный существительным, имеющий значение «окончить действие, длившееся в течение времени, названного мотивирующим существительным»: отлетишь (сов. в.) /перех./ (лето) (270 — «Вальдшнеп Сожалел, что лето Он уже отбегал, бегая, отлетал. Милую не встретил»), Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Одновременно новообразование отлетать может быть мотивировано гипотетическим глаголом летать, при сохранении значения «окончить длившееся определённое время действия, названное мотивирующим глаголом»; способ образования — префиксальный.

11. Новообразования — глаголы с префиксом пере- и суффиксом -и-

Глаголы с префиксом пере- и суффиксом -и- в индивидуальном языке И. Северянина представлены одним глаголом, который мотивирован существительным: перемадерить (сов. в.) /перех./ (мадера) (290 — «Ах, херес папочка мадерит, Но к вечеру он примет Вас, Когда перемадерит херес») — новообразование имеет значение «многократного действия, распространённого на все объекты», словообразовательный контекст позволяет уточнить значение: «перепить весь херес, словно мадеру». Происходит нарушение формально-семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку6 Также глагол перемадерить мотивируется окказиональным глаголом мадерить (см. контекст), в этом случае способ образования — префиксальный.

12. Новообразования — глаголы с префиксом под- и суффиксом -и-

Глаголы с префиксом под- и суфиксом -и- в индивидуальном языке И. Северянина представлены одним глаголм, созданным в соответствии с типом, не отмеченным в общем языке [РГ-80:377]. Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Глагол подшеить (сов. в.) /перех./ (шея) («Заяц кушал виноград На моих коленях. Я полшеила ему Золотой бубенчик»), мотивированный существительным шея, имеет значение «произвести действие внизу того, что названо мотивирующим существительным», а именно: «прикрепить бубенчик под шеей». Можно предположить, что производящей базой для глагола подшеить является существительное с предлогом под шеей в этом случае способ образования определяется как сращение с суфиксацией (слитно-суффиксальный), при котором сливаются предлог и существительное с одновременным присоединением суффикса.

13. Новообразования — глаголы с префиксом про- и суффиксом и- (2 ед.)

Глаголы с префиксом про- и суффиксом -и- в поэзии И. Северянина представлены двумя типами,7 каждый из которых иллюстрирован одним глаголом.

1) Глагол, мотивированный существительным, имеет значение «переместиться, продвинуться, преодолеть расстояние, совершая действие, подобное тому, что названо мотивирующим существительным»: провеерить (сов. в.) /перех./ (веер) (Лишь для него провеерила воздух Слюда цикад») — «пролетела, подобно вееру». Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Одновременно глагол провеерить может быть мотивирован гипотетическим окказиональным глаголом веерить (нес. в.), способ образования — префиксальный. 2) Глагол, мотивированный существительным, имеет значение «совершить действие, похожее на то, что названо мотивирующим существительным»: протрелить (сов. в.) /перех./ (трель) (49 — «Она протрелит полонез Филины») — «пропоёт высоким вибрирующим голосом, похожим на трель соловья». В этом случае также происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Одновременно глагол протрелить (сов. в.) мотивируется окказиональным глаголом трелить (нес. в.), отмеченным в индивидуальном языке поэта, способ образования — префиксальный.

14. Новообразования — глаголы с префиксом раз- и суффиксом -и- (4 ед.)

Глаголы с префиксом раз- и суффиксом -и- в поэзии И. Северянина представлены тремя типами. 1) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «раскрыть, разъединить, объединить, превратив в то или сделав похожим на то, что названо мотивирующим существительным»: разлепесточить (сов. в.) /перех./ (лепесток) (145 — «Царь кипарисною лучинкой Разлепесточил апельсин») — «разъединил, превратив в подобие лепестков»; разлестить (сов. в.) /перех./ (леска) (61 — «Остановись у криволапой липы И моментально удочку разлесь») — «отъединить леску от удочки, размотать леску». 2) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «покрыть, украсить в изобилии тем, что названо мотивирующим существительным»: разузорить (сов. в.) /перех./ (узор) (286 — «Ему бы, всем другим в пример, Лицо полезно разузорить»8). Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку.9 3) Глаголы, мотивированные существительными, имеющие значение «направить в разные стороны, распространить (и при этом утратить) с помощью того, что названо мотивирующим существительным»: разветрить (сов. в.) /перех./ (ветер) (327 — «О, счастье! Я давно разветрил «Науки» в памяти своей»). Происходит нарушение семантических условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Одновременно глагол разветрить (сов. в.) мотивируется окказиональным глаголом, созданным И. Северяниным, ветрить (нес. в.), способ образования — префиксальный.

Новообразования — глаголы с суффиксом -е- и различными префиксами (4 ед.)

Глаголы с префиксом за- и суффиксом -е- в поэзии И. Северянина представлены двумя глаголами, образованными в соответствии с типом, в котором происходит нарушение формальных условий образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Эти глаголы мотивированы существительными и имеют значение «приобрести признак того явления, которое названо мотивирующим существительным»: заденешь (сов. в.) /неперех./ (день) (46 — «заденела комната» (которая сначала «утрела», потом «ночела») — «начала приобретать признаки дня»; замореть (сов. в.) /неперех./ (море) (161 — «Мы выходим в спеющие нивы Заморело! — глиняные глыбки Я бросаю в море, хохоча») — безличный глагол имеет значение, конкретизируемое контекстом: а) «показалось вдали море», б) «повеяло морем» (ср.: повеяло свежестью — посвежело).

Глаголы с префиксом обез- и суффиксом -е-, мотивированные существительными, в индивидуальном языке И. Северянина представлены одним глаголом, который имеет значение: «лишиться того, что названо мотивирующим существительным»: обеззвучеть (сов. в.) /неперех./ (звук) (90 — «Вдруг обеззвучел маленький дом»).

Если образование окказиональных глаголов жестокосердить и припятитрубиться, мотивированных сложными прилагательными жестокосердный и пятитрубный, ещё как-то вписываются в систему русского глаголообразования, то глагол иззелено-посинеть (306 — «Лёд иззелено-посинел») нарушает эту систему, являясь отступлением: в академических грамматиках не фиксируются в качестве глагольной основы сложные прилагательные, обозначающие цветовые оттенки. [РГ-70:230—292, РГ-80:333—391]. Авторское новообразование иззелено-посинеть (сов. в.) мотивировано прилагательным зелёно-синий и имеет значение «становления, превращения признаков (из одного в другой), названных двухосновным прилагательным», то есть «из зелёного стать синим».

Не настаивая на том, что глагол иззелено-посинеть образован по модели (поскольку других слов не отмечено), мы, тем не менее, приведём точку зрения Э. Ханпиры, который, полемизируя по поводу существования суффиксов, находящихся только в одном слове (пас-тух, жен-их, поп-адья и др.), говорит о том, что этот вопрос принципиально близок к вопросу о возможности существования в языке или в речи модели, по которой образовано лишь одно слово, то есть модели, которая представлена только одним словом. В качестве примера приводит слово отсебятина, наличие суффикса в котором никем не оспаривается. «Тот, кто отрицает действие (в своё время) модели в подобных случаях, тот вынужден всё же признать, что появившаяся в индивидуальной речи у Б. Агапова отъеготина (ср. возможные отменятина, оттебятина) образована по модели, представленой словом отсебятина [Ханпира, 1972:275].

В поэзии И. Северянина отмечен узуальный глагол огрубеть, который характеризуется окказиональным употреблением и смещением от общепринятого ударением: огрубеть (сов. в.) (143 — «Грубела жизнь, и вот огрубла»), ср.: огрубела — огрубла.

В индивидуальном языке И. Северянина выявлен один глагол с префиксом о- и суффиксом -я-10: обездарять (нес. в.) /перех./ (бездарь) (286 — «Я дал бы урок: ошибками своими Таланта не обездарять»). В отличие от ранее упоминаемого окказионального глагола обездарять (сов. в.) (60 — «Они обездарят ваш дар»), то есть «лишат дара», глагол обездарять (нес. в.) имеет не только другой вид и ударение, но и базируется на знаменитом северянинском бездарь: префикс о- вносит значение «окружать талант со всех сторон бездарью, суффикс -я- образует форму несовершенного вида. Таким образом, глаголы обездарять-обездарить отличаются не только ударением и видом глагола, но прежде всего мотивирующей основой и деривационным значением.

Глаголы с суффиксом -ну-11 и префиксом на- в академической грамматике не фиксируются [РГ-80:381—383]. В индивидуальном языке И. Северянина отмечен глагол нахлебнуть (сов. в.) /неперех./ (251 — «у ревельских камней, Где, несмотря на зной дней, Поля вполную не нахлебли. Но с каждым днём поля сильней»), значение которого без словообразовательного контекста определить довольно трудно. Исходной базой для окказионального глагола является существительное хлеб, значение глагола «превратиться (стать тем) в то, что названо мотивирующим существительным»; контекст уточняет значение: «налиться соком, созреть, поспеть (стать спелым)». Глагол нахлебнуть имеет яркий коннотативный компонент: эмотивно-личное восприятие автора процесса созревания хлеба на полях.

Итак, проанализировав отымённые префиксально-суффиксальные глаголы-новообразования И. Северянина, отмечаем прежде всего то, что подавляющее большинство новообразований мотивированы существительными, прилагательные как производящая база для глаголов используется только в одном словообразовательном типе: основа прилагательного + префикс о- и суффикс -и- = глагол со значением «наделить кого- или что-нибудь тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным». Также в единственном случае автором используется притяжательное местоимение наш (онашить) в качестве мотивирующей основы. В академических грамматиках не фиксируются притяжательные местоимения в качестве производных для глагольных образований [РГ-80:375—381], хотя словари отмечают глаголы на -ить с префиксами при-, у-, мотивированные притяжательным местоимением свой: присвоить, усвоить [Тихонов, 1985:82]. Тем не менее, мы полагаем, что можно говорить о новом непродуктивном глагольном типе, поскольку количество мотивирующих притяжательных местоимений ограничено, тем более, что в текстах стихотворений И. Северянина мы отметили причастие отвоенный, восходящее к глаголу отвоить.

В качестве словообразовательных формантов используются самые разнообразные префиксы, среди которых префиксы, не отмеченные в грамматике в составе префиксов, образующих с суффиксом -и- узуальные глаголы, например: без-, вз-/вс-, над. С помощью этих префиксов созданы семантически изолированные глаголы, не входящие в словообразовательные типы.

Самую большую группу префиксально-суффиксальных глаголов составляют глаголы с суффиксом -и- и различными по значению приставками. Внутри этой группы выделяются окказиональные глаголы с префиксом о- и суффиксом -и-, представленные пятью словообразовательными типами. Большинство окказиональных глаголов этой группы созданы по продуктивным типам общего языка [РГ-80:375—377], которые в индивидуальном языке также продуктивны. Исключение составляют глаголы с префиксом о- и суффиксом -и-, имеющие значение «наделить признаками того или превратить в то, что названо мотивирующим существительным»: в индивидуальном языке этот тип непродуктивен.

Другие окказиональные глаголы с суффиксом -и- и различными приставками представлены единичными примерами и созданы в соответствии со словообразовательными типами: а) непродуктивными в индивидуальном языке; но продуктивными в общем языке; б) непродуктивными в индивидуальном языке и не отмеченными в общем языке.

Выявлены глаголы, которые могут быть по-разному мотивированы, скажем, глагол взветрить мотивируется существительным ветер и окказиональным глаголом ветрить, созданным И. Северяниным. Подобных глаголов несколько: вскрылить, перемадерить, прогрелить, взветрить. В случае мотивации глагола существительным способ образования — префиксально-суффиксальный, если новообразование мотивируется глаголом, способ образования — префиксальный. Ещё два окказиональных глагола надозерить, подшеить мотивируются 1) существительным и 2) существительным с предлогом. В первом случае способ образования — префиксально-суффиксальный, во втором случае можно говорить о слитно-суффиксальном образовании.

Некоторые глаголы с суффиксом -и- и различными префиксами имеют ярко выраженный коннотативный компонент, например: взорлить («взлететь, подобно орлу»), выльдить («сделать мороженое, используя лёд»); вымолнить («появиться извне быстро, как молния»). В других новообразованиях-глаголах коннотативный компонент содержит рациональную оценку.

Глаголы с другими суффиксами, такими как -е- и -а- представлены очень скромно. Однако малочисленные глаголы с суффиксом -е- И. Северянина в своём составе обнаружили необычный с точки зрения мотивации (зелёно-синий) и словообразовательного форманта (два префикса из-, по-) глагол иззелено-посинеть, который явно выпадает из системы русского глагольного образования.

Интерес вызывает и видовая пара окказиональных глаголов обездарить (сов. в.) — обездарять (нес. в.). Анализ показал, что глаголы отличаются не только ударением и видом, но прежде всего мотивирующей основой и деривационным значением. Так, глагол обездарить (сов. в.) мотивирован существительным дар, имеет значение «лишить дара» («они обездарят ваш дар»); глагол же обездарять (нес. в.), мотивирован знаменитым северянинским бездарь, имеет значение «окружать талант со всех сторон бездарью» («Урок ошибками своими таланта не обездарять»). Не менее интересен глагол нахлебнуть, мотивированный существительным хлеб, имеющий значение «налиться соком, созреть». В Русской грамматике сочетание формантов на- и -ну- не фиксируется. В стихах И. Северянина отмечено окказиональное употребление (формообразование) узуального глагола в прошедшем времени огрубла («Грубела жизнь, и вот она огрубла»), ср.: огрубела.

Анализируя префиксально-суффиксальные глагольные образования поэта, мы отметили 22 словообразовательных типа, в соответствии с которыми они созданы. Причём 12 типов существуют только в индивидуальном языке поэта, в общем языке они не фиксируются. При образовании таких типов происходят семантические нарушения образования типа в индивидуальном языке по отношению к общему языку. Продуктивность других типов префиксально-суффиксальных глаголов в индивидуальном языке и общем языке чаще не совпадает чем совпадает (соотношение: 6 к 4). Часть префиксально-суффиксальных глаголов И. Северянина в словообразовательные типы не входит: это уже упомянутые глаголы на -и-(ть) с префиксами без-, вз-/вс-, над-, а также глаголы иззелено-посинеть, нахлебнуть, обездарять.

Примечания

1. В общем языке глаголы с суффиксом -и- являются переходными; глаголы с суффиксом -е — непереходными [РГ-80:375].

2. Глагол беззвучить несов. в., тогда как именные префиксально-суффиксальные глаголы общего языка относятся к сов. в., а мотивированные глаголами — к обоим видам [РГ-80:375].

3. Глаголы с префиксом вы- и суффиксом -и- в общем языке мотивируются прилагательными и имеют значение «наделить тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным» [РГ-80:375].

4. Возможно, глагол обструить (сов. в.) мотивируется глаголом струить (нес. в.) и имеет значение «направить действие, названное мотивирующим глаголом, на все стороны чего-нибудь». Однако, мы отдаём предпочтение первому варианту (мотивация существительным струя), исходя из контекста: новообразование обструить имеет значение «покрыть шейку со всех сторон струями».

5. Глагол обесцелить (сов. в.) может быть мотивирован и глаголом целить (нес. в.); но контекст указывает на однозначное толкование новообразования: обесцелить — «лишить цели».

6. В общем языке данный тип глаголов мотивируется прилагательными и имеет два семантических подтипа со следующими значениями: «чрезмерно наделить признаком» и «победить, превзойти кого-нибудь в проявлении признака».

7. В общем языке глаголы с префиксом про- и суффиксом -и- представлены двумя типами; мотивируются и существительными, и прилагательными, соответственно имеют значение «наделить тем, что названо мотивирующим существительным» и «наделить признаком, названным мотивирующим прилагательным» [РГ-80:377].

8. В Русской грамматике отмечается наличие указанного типа в художественной речи других авторов [РГ-80:378].

9. Иззелено-посинеть (ср. возможные иссиня-почернеть, исчерна-посереть, изжелто-позеленеть и т. п.).

10. В общем языке глаголы с суффиксом -ова-, -а-, и префиксами словообразовательных типов не образуют, форманты используются в отдельных глаголах [РГ-80:381].

11. Суффикс -ну- в общем языке используется для внутриглагольного словобразования; имеет значение недлительности, мгновенности, однократности, моментальности. Существует также непродуктивный омоним этого суффикса моментальности — суффикс -ну- (всегда без ударения), обозначающий постепенное усиление какого-н. состояния [Виноградов, 1972:349]. Именно в этом значении использует поэт «непродуктивный омоним» -ну-, присоединяя его к основе существительного.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.