1.1. Новообразования-глаголы, созданные суффиксальным способом (64 ед.)

Большинство отмеченных нами суффиксальных новообразований И. Северянина мотивированы именами существительными и прилагательными; глаголы, мотивированные глаголами, немногочисленны, глаголы, мотивированные местоимениями, числительными, наречиями, междометиями не отмечены.

Новообразования — глаголы, мотивированные именами

1.1.1. Новообразования — глаголы с суффиксом -и- (50 ед.)

На продуктивность этого типа глаголов указывает П.С. Кузнецов: «Едва ли не от любого существительного в случае необходимости может быть образован глагол на -и-(ть)» [Кузнецов, 1952:260]. Образование отымённых глаголов, как отмечает И.С. Улуханов, происходит посредством инвариантных суффиксов -и(ть), -нича, -ова. С помощью суффикса -и(ть) могут быть выражены все значения, которые нельзя передать с помощью других инвариантных суффиксов [Улуханов, 1977:85—90].1 Необходимо учитывать, — пишет Е.А. Земская, — что из словообразовательных типов глаголов «идеально» приспособленным для передачи различных конституативных значений является тип отымённых глаголов с суффиксом -и(ть). Эти глаголы не имеют единого словообразовательного значения, связанного с формальным элементом, преобразующим именную основу в глагольную, то есть с суффиксом -и(ть) [Земская, 1979:138—139]. Подавляющее большинство окказиональных глаголов с суффиксом -и- И. Северянина мотивированы существительными (44 ед.), означают действия, имеющие отношение к тому, что названо мотивирующим существительным. Большинство отмеченных нами глаголов вошли в следующие пять подтипов:2 1-й подтип : глаголы, мотивированные названиями лиц или животных, со значением «совершать действия, свойственные тому, кто (что) назван(о) мотивирующим существительным» божить (бог) (66 — «Я их приветил: я умею Приветить все, — божи, Привет!); всёчить (всёка) (351 — «Уж ничегочат дурни — всёки! И всёчат тщетно ничегоки»); газелить (газель) (80 — «Фигурка Юний газелит в сад»); королевить (королева) (287 — «поместить их (детей — Т.К.) в пансион, Где дух немецкий королевил»); ничегочить (ничегока) (351 — «Уж ничегочат дурни — всёки! И всёчат тщетно ничегоки») и др.

2-й подтип: глаголы, мотивированные названиями неодушевлённых предметов, со значением «совершать действия подобные тому, что названо мотивирующим словом»: виолончелить (виолончель) (81 — «Виолончелили от меццо-гула В саду наструенные души трав») — значение новообразования «издавать звуки, подобные виолончели»; драприть (драпри) (34 — «День алосиз. Лимонолистный лес Драприт ствола в туманную тунику») — значение новообразования «плотно покрывать, окутывать, подобно драпри (занавеси из тяжёлой ткани). Возможно, глагол драприть представляет собой окказиональную трансформацию узуального глагола драпировать (-ирова-/-и-); изумрудить (изумруд) (233 — «Глаза изумрудят вопросы, Ответ для которых пропал») — «сверкают, подобно изумрудам»; окнить (окно) (323 — «Она бледнеет, как-то блёкнет, Улыбку болью изломав. Глаза прищуря душу окнит И шепчет: «Милый, ты не прав») — словообразовательный контекст расширяет семантические рамки, уточняя значение окказионального глагола окнить душу: «раскрывать душу, подобно окну». Сравнение души с распахнутым окном усиливается за счёт внешнего, зримого проявления противоположного характера, выраженного добавочным (сопровождающим) действием прищуря глаза («зеркало души»); ср.: прищурить, сузить — раскрыть, распахнуть; пионить (пионы) (252 — «Ненюфары пионят шёлко-белые (морские — Т.К.) звёзды»); струнить (струна) (108 — «Струятся взоры. Лукавят серьги. Кострят экстазы. Струнят глаза»): хрусталить (хрусталь) (65 — «Снежет дружно, снежеет нежно, Над ручейками хрусталит хрупь») и др. В эту группу мы включили глаголы, мотивированные названиями явлений природы, со значением «действовать, подобно явлению природы»; заметим, однако, что указанные ниже новообразования не употреблены безлично, как на то указывается в Грамматике-80 [РГ-80:334]: водопадить (водопад) (59 — «В них (поэзах — Т.К.) водопадит Любовь и Нега, И наслажденье, и Красота!») — окказиональный глагол явно метафоричен, имеет значение «проявляться бурно, подобно водопаду». Это, на наш взгляд, существенно отличается от отмеченного А.Г. Лыковым новообразования Кирсанова водопадствует (водопад) [Лыков, 1976], поскольку последнее образование если и можно наделить каким-либо смыслом, то только непосредственно проистекающим из значения типа: «совершать действия, свойственные тому, что названо мотивированным словом»; ветрить (ветер) (168 — «пропеллер стрекочет, ветрит и трещит»); лавить (лава) (161 — «Солнце давит с неба, как потоп»); метелить (метель) (158 — «Метелит черёмуха нынче с утра Пахучею стужею в терем») и др.

3-й подтип: глаголы, мотивированные названием места, со значением «совершать действия, обычно производимые в (на) том, что названо мотивированным существительным»: голгофить (Голгофа) (316 — «Голгофь Себя, Голгофе обречённый!»); тавридить (Таврида) (443 — «И вижу то, чего не видит, Кто вместе с нею не тавридит. И слышу то, чего чужой Не слышит»).

4-й подтип: глаголы со значением «создавать то, что названо мотивирующим существительным». Часть таких глаголов содержит в своём значении указание на отношение того, что названо мотивирующим словом, к объекту действия; другие глаголы такого указания не содержат. Отмеченные в поэзии И. Северянина новообразования-глаголы принадлежат к обеим группам и имеют в своём значении указания на то действие, посредством которого создаётся то, что названо мотивирующим существительным: канвить (канва) (316 — «и лицом Играя робко, но кокетно, Она узор любви канвит») — новообразование метафорично, имеет значение «создавать творить яркое, отличающееся от обыденного, чувство, подобное узору с канвой»; романить (роман) (327 — «Об этом всём теперь романю, А вас прошу воздать мне честь!») — новообразование имеет значение «сочинять то, что названо мотивирующим словом и др.

5-й подтип: глаголы со значением «действовать с помощью того, что названо мотивирующим существительным»: автомобилить (автомобиль) (444 — «Даём концертов пару, Автомобилим на фонтаны, Порою ездим на лиман» (в Одессе — Т.К.); велосипедить (велосипед) (8 — «утрамбованным просёлком Велосипедит почтальон»); клавишить (115 — «И вторить букету рояль был готов, И клавишил — это ль не песня без слов?»); педалить (педаль) (314 — «Рукомойник, Заброшенный на чердаке, Педалил, каплил») и др.

В поэзии И. Северянина отмечены семантически изолированные, не входящие в указанные подтипы глаголы с суффиксом -и-, мотивированные существительными: алгебрить (алгебра) (327 — «Я алгебрил и геометрия») — «заниматься алгеброй и геометрией»; геометрить (геометрия) (327); волшбить (волшба) (172 — «Ещё волшбят в чинарах чары, Ещё не кончили свой сказ») — «творить волшебство»; (145 — «В углу распластан леопард. Балькис (царица чар — Т.К.) На нём волшебит колоду карт») — «тасовать колоду, творя волшебство», то есть колдовать; диагнозить (диагноз) (442 — «Врач диагнозит, даже бровью Не поведя») «ставить диагноз»; мадерить (мадера) (290 — «Ах, херес папочка мадерит, Но к вечеру он примет Вас, Когда перемадерит херес») — новообразование-глагол должен быть истолкован как «пить мадеру», однако словообразовательный контекст [Малеева, 1983:27—30] продуцирует более широкое значение — «пить». Возможна и такая интерпретация: «пить херес, как мадеру». В этом случае мы сталкиваемся с окказиональным изменением, так как глагол уже имеет не значение «действия, имеющего отношение к тому, что названо мотивирующим существительным», а обозначает действие, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим существительным через другое существительное той же тематической группы. Данная версия поддерживается ещё и глаголом перемадерить, который имеет значение «перепить (выпить) весь херес, словно мадеру»; центрить (центр) (63 — «Где четверть века центрит Надсон») — «находиться в центре внимания».

Новообразования-глаголы с суффиксом -и-, мотивированные прилагательными (6 ед.), означают действия, имеющие отношение к признаку, названному мотивирующим прилагательным. В качестве мотивирующих выступают как простые, так и сложные прилагательные. Большинство окказиональных глаголов образует семантический подтип глаголов со значением «наделять кого- или что-либо тем признаком, который назван мотивирующим прилагательным»: жестокосердить3 (жестокосердный) (297 — «Но как ты ни жестокосердь Моей безоблачной поэмки Её фигуркою, madame Я уваженье лишь воздам»); популярить (популярный) (95 — «Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа») и др. Новообразование бравурить (58 — «В этих раскидистых клёнах бурно бравурит Весна!»), мотивированное прилагательным бравурный, относится к другому семантическому подтипу глаголов со значением «совершать действия, характеризующиеся признаком, названным мотивирующим прилагательным». Окказиональный глагол присталить (88 — «Ты влажнеешь. Ты присталишь обои: Сто паучков возникло в их цветах»), образованный от прилагательного пристальный, семантически изолирован от указанных подтипов, он имеет значение «смотреть пристально, неподвижно застыв».

1.1.2. Новообразования — глаголы с суффиксом -е (14 ед.)

Большинство окказиональных глаголов с суффиксом -е- И. Северянина мотивированы существительными, в отличие от подобных глаголов общего языка, большинство из которых мотивировано прилагательными [РГ-80:346]:а) Новообразования-глаголы с суффиксом -е-, мотивированные существительными (11 ед.), имеют значение «приобретать признаки того, кто (что) назван (о) мотивирующим существительным». Помимо указанного значения приобретения признака у некоторых окказиональных глаголов, указанных ниже, есть вторичное значение выявления признака: ветреть (ветер) (196 — «И жемчуга на дне — морские мысли — Трёхцветились, когда ветрел костёр»); королеть (король) (16 — «Опять звенит и королеет Мой стих, хоть и — почти старик!»); кружеветь (кружево) (72 — «Кружа, кружевеет Брюссель.»); лунеть (луна) (124 — «в саду стоите у бассейна, Наблюдая, как лунеет мрамор»); снежеть (снег) (65 — «Снежеет дружно, снежеет нежно Над ручейками хрусталит хрупь»); (51 — «Вдали долины С нежели, точно полотно»); солнцеветь (солнце) (109 — «Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско») и др; б) Новообразования-глаголы с суффиксом -е-, мотивированные прилагательными представлены тремя единицами, последняя из которых мотивирована компаративом. Окказиональные глаголы имеют значение «приобретать признак, названный мотивирующим прилагательным»: весенеть (весенний) (262 — «И только губы весенеют — Затем, что я их алость пел»); влажнеть (влажный) (88 — «Ты влажнеешь»); ширеть (широкий/шире) (256 — «Метёлка-самомёлка Ширеет во дворе»).

Окказиональное формообразование. Глаголы с суффиксом -ова-, -ирова-

Глаголы с суффиксом -ирова-, мотивированные существительными, в поэзии И. Северянина иллюстрируются только одним глаголом плюссировать (нес. в.) (348) в значении «действовать с помощью того, что названо мотивирующим существительным», то есть «производить действие сложения с помощью арифметического знака плюс». Отмеченный глагол представляет собой так называемый «лишний» глагол или избыточную форму глагола, является вариантом основной формы плюсовать (нес. в.), но не отдельным словом. Вариант во всех существенных деталях совпадает с основной формой: содержит тот же корень, лексическое и грамматическое значение, ту же парадигму и стилистическую окраску. От основной формы он отличается лишь некоторой неустойчивостью или ущербностью [Апресян, 1988:33—44]. В поэзии И. Северянина мы отметили ещё два глагола, которые являются «лишними», представляют собой избыточную форму узуальных глаголов: объегорять (286) (нес. в.) — ср.: объегоривать (нес. в.) / объегорить (сов. в.); пронзовывать (70) (нес. в.) — ср.: пронзать (нес. в.) / пронзить (сов. в.).

Помимо описанных «лишних» глаголов, в стихах поэта зафиксированы глаголы, которые, напротив, восполняют неполноту русских глагольных парадигм [Апресян, 1988:45—47]: воскрылять (нес. в.) (воскрылить — сов.в.) (339 — «Дух воскрыляю свой в небо»); воскурять (нес. в.) (воскурить — сов.в.) (406 — «и воскуряю фимиам»); обессмерчивать (нес. в.) (обессмертить — сов.в.) (229 — «Мудрец постиг в истоме ночи вешней, Что душу обессмерчивает страсть»).

Итак, среди суффиксальных отымённых новообразований-глаголов выделяется группа окказиональных глаголов с суффиксом -и-, мотивированных существительными, со значением действия, имеющего отношение к тому, что названо мотивирующим существительным. Мы отметили пять семантических подтипов, среди которых ведущее место в количественном отношении занимает подтип глаголов со значением «совершать действия, подобные тому, что названо мотивирующим существительным», употреблённых в переносном значении. Отсубстантивные окказиональные глаголы с суффиксом -и- созданы в соответствии с продуктивными типами общего языка, однако, отмечаем, что продуктивность типов не всегда совпадает. Так, словообразовательный подтип глаголов со значением «совершать действия, обычно производимые в (на) том, что названо мотивирующим существительным» продуктивный в общем языке в индивидуальном языке И. Северянина непродуктивен; а продуктивность словообразовательных типов отмённых глаголов с суффиксом -е- в индивидуальном языке прямо противоположна продуктивности этих типов в общем языке. Отмечены семантически изолированные глаголы, не вошедшие в описанные словообразовательные типы индивидуального языка и не отмеченные в общем языке. Проанализировав суффиксальные отымённые окказиональные глаголы И. Северянина, констатируем, что продуктивность словообразовательных типов глаголов с суффиксом -и- в индивидуальном языке и общем языке в целом совпадает.

Выявлено несколько суффиксальных глаголов, иллюстрирующих окказиональное формообразование; три глагола представляют собой варианты основных форм глаголов, фиксируемых словарями. Это, так называемые, «лишние» глаголы или избыточная форма узуальных глаголов: объегорять, плюссировать, пронзовывать. Помимо «лишних» отмечены глаголы, которые, напротив, восполняют неполноту русских глагольных парадигм: воскрылять, воскурять, обессмерчивать.

Примечания

1. О высокой продуктивности суффикса -и-(ть), значении и образовании отымённых глаголов с нул. суффиксом // -и(ть) пишет Р.В. Бахтурина [1966:74—112].

2. По мнению Р.В. Бахтуриной, [1966:103] «семантическое многообразие новых глаголов на -и-(ть) отличает современный литературный русский язык от литературного языка XIX века, которому были свойственны новые глаголы неширокого круга значений: «быть тем, кто обозначен производящим именем» и «поступать, подобно тому, кто обозначен производящим именем» [1964:116], так Грамматика-70 отмечает 5 подтипов глаголов на -и(ть) [ГР-70 231], Грамматика-80 — 8 подтипов [РГ-80:335]. Таким образом, И. Северянин «предвосхитил» дальнейшее развитие образования глаголов на -и(ть).

3. Глагол жестокосердить может быть мотивирован и словосочетанием жестокое сердце: способ образования — сложение с суффиксацией.

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.