Заключение

В ходе диссертационного описан оценочный фрагментязыковой «картины мира» творческой личности — поэта Игоря Северянина. В поэтическом языке автора последовательно раскрываются новые возможности языковой системы: расширение семантики ключевых слов в семантическом пространстве художественного текста, обогащение словообразовательных гнезд слов-концептов, развитие синкретической оценочной метафоры. В их основе лежит соотношение лирики и иронии, в единстве отражающих особенности мировоззрения поэта.

Многоликий и противоречивый художественный мир Игоря Северянина («лирического ироника»), реализуясь в системе поэтических образов и «голосов» своих героев, находит отражение в организации оценочных средств. Их специфика — во взаимопроникновении положительного и отрицательного, в диффузности элементов оценочной шкалы, несоответствии положительного значения и отрицательного подтекста, обусловленных эмоциональным переживанием поэта, в произведениях которого «пошлое» соединено с «высоким», парадокс лежит в основе скептического, а фарс и трагедия оказываются взаимонеобходимыми частями единого целого.

Характерные для иронии стилистические приемы — энантиосемия, оксюморон, хиазм и др. позволили поэту не только отразить несовершенство, дисгармонию мира, но и направили его на поиск и утверждение гармонии контрастов:

Нет творчества без разрушенья —
Без ненависти нет любви

(«Гармония контраста»)

«Плач и хохот» лиры Северянина создают яркую картину противостояния истинного Поэта благополучной толпе и ремесленникам от искусства, которых он называл «лириками без лиры».

Динамика оценочных значений отражает тесное взаимодействие когнитивного, психологического и коммуникативного аспектов шкалы оценки и играет значительную роль в художественном становлении творческой индивидуальности Игоря Северянина.

Явления поэтического синтаксиса и стихотворного размера исследовались в работе только во взаимодействии с лексической семантикой. Тем не менее анализ их имеет широкую перспективу. Поэтический синтаксис отражает особое мироощущение автора, необычную широту и масштабность поэтического восприятия: гамму эмоций, их позитивный или негативный характер (императив или оптатив), ироническое отстранение от окружающего мира (риторические вопросы) либо стремление повлиять на него. Не менее важно и создание поэтического словаря поэта с включением в него деривационного аспекта.

Самобытность и оригинальность таланта Северянина позволили ему открыть новые «неклассические» способы словесного художественного познания. Описание их эмотивной природы расширяет представление об оценочном фрагменте языковой «картины мира» — многообразии оценочной семантики (романтическая ирония — саркастическая ирония) и разноуровневых средствах выражения оценки в их взаимодействии

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.