О «Я» и «что-то»

Около литературы, среди описательства, народилось явление, крошечное по размерам, бессильное, но характерное и очень подчеркивающее, поясняющее мои соображения об индивидуализме. Вне этих соображений оно нелепость — и я его долго не мог понять.

Говорю о кружке русских «эго-футуристов». О них, вопреки их собственному мнению, решительно никто не знает, а потому сразу поясню: это просто несколько молодых людей, которые пытались занять по отношению к современной литературе позицию, которую когда-то заняли «декаденты». Так же принялись они выдумывать «новые слова», точь-в-точь с тем же задором и той же напускной самоуверенностью. Все то же, только помельче: «декаденты» повели себя от Фета, а нынешние — от Фофанова, т. е. от Фетовского... племянника, что ли. Вот эта «старость» нового особенно и удивляла меня. Вскоре выяснилось, что из этих молодых людей только один более или менее способен к стихосложению (да и тот не так уж молод, лет за тридцать), кружок несколько распался, брошюрки перестали выходить. Оставшийся более талантливый поэт решил печатать свои произведения отдельно, а потом он, конечно, появится и на страницах самых «обыкновенных» журналов (кажется, даже появился); талантливость его — именно обыкновенный «модерн», если вычесть некоторые претенциозные провинциализмы, стесать уголки.

Любопытна не степень талантливости этого единственного «поэта» из эго-футуристов, и не то, что другие оказались бездарными, и не задор знакомо-декадентский, — нет, знаменательна их беспомощная, глупенькая, но инстинктивно верная «программа»; любопытно, что они, подражатели и роковым образом «описатели», закричали вдруг об «ego», об утерянном «Я». Бессильно закричали, не с того конца, и показали, что они открывают Америку; однако по существу-то вышло кстати, потому что Америку открытую мы незаметно утеряли.

Стихи единого талантливого эго-футуриста — чистейшее «описательство». Несмотря на все самозаявления, только описательство, «ego» в них и не ночевало; тем трогательнее верный инстинкт, влекущий в верную сторону, трогательно и свято покушение на личность, — пусть с негодными средствами. Объявилось желание найти «себя»; сказалось открыто, что современная литература потеряла или теряет «Я»; в ней тонет писатель, тонет человек.

Антон Крайний

Комментарии

Антон Крайний. О «Я» и «что-то». — Впервые: Новая жизнь. 1913. № 2. Февраль.

А. Крайний — псевдоним Гиппиус Зинаиды Николаевны (1869—1945) — поэт, прозаик, критик. Жена Д. С. Мережковского.

«Талантливая» и «зоркая» манера мемуаров и статей «декадентской мадонны», «слегка небрежный и капризный говорок ее повествования» ярко охарактеризовал В. Ходасевич.

Короткая заметка о Северянине не является рецензией на какую-либо конкретную книгу и отражает «живое лицо» самой Гиппиус, которая «наблюдает зорко», но «со своей точки зрения».

Copyright © 2000—2024 Алексей Мясников
Публикация материалов со сноской на источник.